Генератор переменного тока
Общее описание и порядок разборки генератора
Генератор обеспечивает электропитанием различные электроустройства во время движения автомобиля, а также зарядку аккумулятроной батареи током, обеспечивающим ее полностью заряженное состояние. Конструктивно генератор состоит из статора с обмотками, ротора с обмоткой возбуждения, выпрямительного блока и щеточного узла с электронным блоком регулятора напряжения. Порядок разборки и составные элементы генератора Вы видите на нижеприведенном рисунке.
Характерные неисправности генератора
Как правило на все неисправности генератора указывает индикатор зарядки аккумулятора с изображением АКБ на приборной панели. Рассмотрим самые распространенные из них:
1. Обрыв или замыкание на корпус обмотки возбуждения. Данная неисправность полностью выводит из строя генератор.
Проверьте обмотку ротора на отсутствие обрыва. Для этого измерьте тестером сопротивление между контактными кольцами, номинальное значение 3-5 Ома. Если сопротивление ниже нормы, это говорит о межвитковом замыкании в обмотке ротора, а отстуствие сопротивления говорит об обрыве обмотки. В любом из этих случаев необходимо заменить ротор в сборе.
Проверьте обмотку ротора на отсутствие замыкания на корпус ротора. Для этого измерьте тестером сопротивление между контактными кольцами и корпусом ротора. При наличии проводимости, ротор также подлежит замене.
Реже встречаются аналогичные неисправности с обмоткой статора генератора, проверка которой аналогична вышеуказанной процедуре.
2. Самая распространенная из неисправностей - это износ щеток генератора.
В случае износа щеток до меток предельного износа, ее необходимо заменить.
Для этого отпаяйте выводной провод щетки и выньте ее из щеточного узла, после чего установите новые счетки и запаяйте выводные провода.
3. Следующая из неисправностей, это выход из строя электронного регулятора напряжения. Для проверки реле-регулятора необходимо включить зажигание автомобиля и подключить вольтметр сначала к клемме "L" и измерьте напряжение, которое должно составить от 3 до 5 вольт. Затем измерьте напряжение на клемме "S", которое должно быть равно текущему напряжению бортовой сети. Далее запустите двигатель, при этом все потребители электропитания должны быть выключены. Установите обороты двигателя в районе 2500 об/мин, при этом контролируйте вольтметром напряжение на клемме "S" или на плюсовой клемме аккумуляторной батареи. Если регулятор напряжения работает нормально, то напряжение показываемое вольтметром должно соответствовать значениям приведенным ниже в таблице.
Регулятор напряжения и генератор неисправны, если значения напряжения выходят за указанные пределы